Начитавшись перед сном «Алисы в Зазеркалье», Микки Маус сам ныряет в случайно подвернувшееся под руку магическое зеркало и чудесным образом оказывается в кабинете волшебника Йенсида – седобородого старца в небесно голубой мантии и островерхом колпаке со звездочками, корпящего над большой– во весь стол – игрушечной моделью сказочного мира, напоминающего Диснейленд. Со свойственным ему любопытством озорной мышонок сначала опасливо наблюдает за чародеем из укрытия, а потом, когда тот отлучается на отдых, принимается – а вот это уже черта вообще всех грызунов – бесцеремонно копаться в чужом произведении. Не проходит и минуты, как он случайно опрокидывает на модель бутылку с чернилами, тем самым высвобождая из заточения зловещее чудище – перепуганный до смерти, Микки пытается затолкать его обратно, но тщетно: монстр успевает просочиться в миниатюрный мирок.
Пройдут годы, прежде чем это происшествие аукнется несмышленому мышонку – окажется, что модель волшебного мира была специально создана мудрым волшебником, чтобы поселить там всех забытых с годами мультперсонажей Уолта Диснея, а Микки по неосторожности этот мир загрязнил и отдал под власть злых сил. Выбраться отсюда мультяшки не могут, потому что злодеи Чернильный Болт и Безумный Доктор насильно изъяли у них сердца (!), без которых в реальность не вернуться. Этой же процедуре едва не подвергли и самого мауса – и хотя на словах все звучит страшнее, чем обстоит на самом деле (операцию производят посредством обыкновенного сантехнического вантуза), для игры, которую могут увидеть дети, все равно жутковато. Страна расплескавшихся чернил остро нуждается в наведении порядка – и у мыша есть все, для этого необходимое: растворитель, кисточка, краски и умение совершать двойной прыжок через голову.
Бурный восторг вызывает та безрассудная смелость, с которой компания Disney своим достижениям последних лет предпочла обратиться к наследию прошлого: Epic Mickey полна отсылками к классическим черно-белым мультфильмам с участием знаменитого мышонка, а второй по важности герой игры – кролик Счастливчик Освальд – последний раз появлялся на экране в 1927 году и современному зрителю неизвестен совсем. Тем более интересно путешествие Микки в сюрреалистический мир преданных забвенью мультперсонажей, задыхающийся в ядовитых испарениях, трепещущий под натиском странных свирепых существ – хищных брызг и клякс, механических монстров с шипами и лезвиями. Таким, наверное, мог бы изобразить Диснейленд голливудский режиссер Тим Бартон – а изобразил Уоррен Спектор, создатель и идейных вдохновитель стимпанк-приключения Thief и киберпанк-антиутопии Deus Ex.
Настраиваешься на удивительное приключение, на котором непременно должен отразиться опыт предшествующих работ автора, – и страшно разочаровываешься, когда выясняется, что Epic Mickey – это обыкновенный трехмерный платформер с элементами двумерного, а также с возможностью что-то дорисовывать и стирать. То, что это будет платформер, конечно, было известно заранее – но чтобы настолько обычный? Чтобы – с настолько архаичной, блеклой графикой, которую сейчас даже в играх на Wii нечасто увидишь? Чтобы – с таким неуклюжим управлением и неповоротливой камерой? Даже дизайн мультяшной пустоши, прекрасный на концепт-артах, в самой игре до конца не выдержан – отдельные уровни действительно преисполнены вдохновения, но большинству отчаянно не хватает фантазии.
Прыгать с платформы на платформу и общаться с бесцельно бродящими туда-сюда мультяшками, выполняя их бессмысленные поручения, надоедает очень скоро – как платформер Epic Mickey необыкновенно скучен. Если бы Микки не умел пользоваться кисточкой и растворителем, было бы совсем невыносимо – а так неугодных персонажей можно стирать с глаз долой или с ног до головы разукрашивать. Практическое значение этих навыков заключается в том, что недостающий мост, например, можно дорисовать, а лишнюю стену, за которой спрятан сундук с сокровищами – стереть. То же самое и с врагами, которых можно раскрасить – и тогда они перейдут на сторону мыша, или залить растворителем – тогда они исчезнут в никуда. Теоретически все это (и эпизодическое спасение/неспасение малышей-гремлингов из ловушек врагов) должно как-то влиять на репутацию мауса, на то, как к нему будет относиться мультяшное сообщество; фактически – не имеет ровным счетом никакого значения. Система морали, выбора и его последствий, которая была так важна в Thief и Deus Ex, в Epic Mickey не работает и оказывается ненужной.
Между большими скучными трехмерными уровнями вместили маленькие и еще более скучные – двумерные: их расположили в декорациях классических диснеевских мультфильмов, там нельзя рисовать и можно только бежать слева направо, собирая бонусы. Артхаус, авторское видение – назвать это можно как угодно, но совершенно непонятно, как можно было сделать такой невразумительный ретрореверанс, имея перед глазами пример прекрасной шестнадцатибитной Mickey Mania, которая при сходной идеи – путешествие по старинным мультикам – умеет и развлечь, и удивить, и напомнить об умилительном прошлом.
Есть очень сильное искушение скаламбурить на тему того, что Epic Mickey – это такой «Epic Fail» года на Wii: сложно представить, чтобы творческий потенциал талантливейшего геймдизайнера Спектора был израсходован каким-то еще более неэффективным способом. С другой стороны, если здесь и есть что-то в самом деле эпическое, так это музыка, торжественная и величественная, за одну которую игре можно уже ставить памятник. Но самое интересное, конечно, не это: несмотря на все свои недостатки, не вполне удавшийся эксперимент Disney в штатах продался почти полуторамиллионым тиражом, и уже пошли слухи о том, что игру будут портировать на PlayStation 3 и, может быть, даже на Xbox 360. В связи с чем возникает такой вопрос: если в игре поправить многочисленные недочеты, связанные с графикой и управлением, а изображение перевести в HD – намного ли она от этого станет привлекательнее?